5 слонов и Тадао Андо

5 слонов и Тадао Андо

Тадао Андо – японский архитектор, родом из города Осака, что располагается в западной части Японии. Работа с пространством была его любимым и главным делом жизни. На сегодняшний день наследие Андо насчитывает около 200 проектов: резиденции, библиотеки, храмы, музеи.

Что же представляет собой творчество Тадао Андо и почему кажется, что его работы будут жить в веках?

Природа

Проекты Андо основываются на тесном взаимодействии с природой. Концепции построены вокруг неба, солнца, воды, и всё это интегрируется в здание. К примеру, музей современного искусства в Форт-Ворте представляет собой пять павильонов, сделанных из стекла и в стальном каркасе, которые ассоциативно как бы являются продолжением водоёма.

В отличие от традиционной японской архитектуры, замкнутой по своему характеру, творения Андо гораздо более открыты в плане пространства. Взаимодействие с природой добавляет им раскрепощённости.

Природа является структурным элементом музея-отеля Benesse House. Медитативный дворик с бассейном в форме овала, а в нём живописно утопает небо. Композиция завершается живой зелёной крышей.

Японский храм воды несёт в себе идею диалога с окружающей средой. Здесь трудно определить грань, на которой заканчивается архитектура и начинается пейзаж.

Свет

Распознавание стиля Андо. В каждом проекте архитектор старается показать, как великолепен может быть свет в здании.
Церковь света – крест утрачивает свою физическую материю. Тяжёлые бетонные блоки разрезаны лучами, усиливающими святость места.
В каждом проекте игра света и тени происходит по-новому. Изменяется расположение окон, открываются террасы, прорубаются отверстия в фасадах. Андо раскрывает бетонные строения подобно бутонам цветов, лишь благодаря естественному свету.
Искусно расставленные цветовые акценты отводят цвет на второй план. Зритель наблюдает обилие спокойных тонов без агрессивных красок.
Световые перекрёстки – структурный элемент виллы в Косино.
А заходя в музей искусств Титю, сложно поверить в то, что находишься под землёй, ведь всё помещение просто залито светом.

Простой синтаксис

Творчество Андо характеризуется простотой форм и линий, его работы отождествляют с японскими хайку. Архитектор сознательно избегает лишних деталей, сосредоточивая внимание на функциональности элементов. Объекты не стараются понравиться зрителю, а просто выполняют свою работу.

Минимум материалов

Для своих работ Андо использует самые простые материалы – бетон, сталь, стекло.
В бетонном Роу-хаусе (Адзума-хаус) его архитектурный почерк прочитывается особенно легко – гладкие бетонные стены, огромные глыбы из стекла, восточная умеренность и союз с природой.
Монолитный дом складывается из двух прямоугольников – фасада и дверного проёма. Сверху открывается вид на три прямоугольных блока с атриумом в центре.

Архитектура голых стен

Японской архитектуре в целом присуще чувство пространства, однако у Андо оно приобретает особенное значение. Пространство ценится, пустота не является негативным признаком, не является нулём. Она глубока и разностороння, она наполняет здание смыслом.

Каждое здание Андо – это миниатюрный космос со своими законами и правилами, это оазис тишины внутри суетящегося мегаполиса